?

Log in

No account? Create an account

Всеволод Алексеев

Previous Entry Share Next Entry
Работа с болельщиками в России. Реалии.
fansupport

Сегодня исполняется 14 лет беспорядкам на Манежной площади в центре Москвы 9 июня 2001 года, после проигрыша национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу. После этих событий был принят закон "об экстремизме". Как быстро летит время... Но что же изменилось за это время в вопросах работы с болельщицкой аудиторией, а, как следствие - с обеспечением безопасности при подготовке и проведении футбольных матчей.

События последних лет, а особенно - последнего тура завершившегося чемпионата России среди команд Премьер-Лиги, конкретно матча "Динамо" - "Зенит" свидетельствуют о том, что ситуация во втором вопросе пока изобилует массой проблем. Но так, как второй вопрос находится в прямой зависимости от первого, то следует выяснить, что же происходит сейчас в российском футболе по отношению к основному потребителю профессиональных услуг в этой области - зрителю? И немного разобраться в этом, частично изучив вопрос, нам поможет доклад вашего покорного слуги, зачитанный на рабочем совещании при первом заместителе Министра внутренних дел России генерал-полковнике полиции А.В. Горовом в апреле текущего года.

«В 2018 году Россия первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового первенства по футболу, которое также впервые будет проведёно в Восточной Европе и на территории двух частей света — Европы и Азии. Всего в подготовке задействовано 36 городов России и в данную работу вкладываются колоссальные средства. В то же время именно болельщики, наряду с новыми спортивными объектами, должны стать одними из лиц Чемпионата мира в России.

Поэтому на стадионах зрителям должно быть комфортно, безопасно и интересно. А, если судить о динамике посещаемости матчей чемпионата России по футболу, которая в минувшем сезоне опустилась ниже показателей 20-летней давности, можно с уверенностью сказать, что в данной части у нас существуют ощутимые проблемы. В нынешнем году показатели количества зрителей на матчах несколько увеличились, но эти числа уступают позапрошлому сезону, ставшему худшим по посещаемости за последние 10 лет. При этом в последние годы в стране уже появился целый ряд новых современных стадионов: «Анжи Арена» (Дагестан), «Ахмат Арена» (Чечня), «Казань Арена» (Татарстан), «Открытие Арена» в Москве и более 10 лет стоит реконструированный «Локомотив». В то же время, только за 22 тура чемпионата убытки клубов РФПЛ, связанные со штрафами за поведение зрителей на трибунах составили более 11 млн. рублей. О чем всё это может говорить? На наш взгляд это может свидетельствовать о серьезных, системных проблемах в части работы с болельщиками в нашей стране. При этом мы предлагаем не занимать охотой на ведьм, а действовать по принципу: не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай.

В первую очередь я бы хотел уйти от пресловутых российских фраз «кто виноват?» и «что делать?», а пойти по-иному принципу, а именно постараться ответить на другие два вопроса: «что происходит?» и «как не допустить усугубления ситуации?». Потому, что понимание и решение этих вопросов-задач и будет движением к поставленной цели изменения ситуации к лучшему.

Итак, что же происходит? После внесения изменений в российское законодательство два года назад, болельщики стали одним из субъектов спорта. Однако это лишь наделило зрителей дополнительной ответственности, но никак не укрепило их существующие гражданские права. Сейчас болельщики отданы на откуп своим клубам. Конечно, задача клубов выстраивать взаимодействие с болельщиками, но клубы вынуждены работать в тех условиях, которые им создают футбольные власти. Поскольку никаких официально утвержденных регламентов по работе с болельщиками, кроме довольно общей брошюры от УЕФА, не существует, то комплексная работа в России зачастую не проводится, а только имитируется для «галочки». Причем начиная с федераций, заканчивая непосредственно на местах.

В нашей стране до сих пор не появилось ни одного постоянно действующего органа, который бы занимался вопросами работы с болельщиками. Совет болельщиков при Министерстве спорта с 2010 года собирался лишь пару раз и никаких конкретных решений не принял. Кто и как занимается работой с болельщиками в РФС из открытых источников неизвестно, а Комитет по безопасности и работе с болельщиками РФС, в который позиционируется, как один из ключевых органов Российского Футбольного Союза, до недавнего времени не собирался около двух лет.

Учитывая, сколько проблем происходит с фанатами за сезоны в Премьер-Лиге и сколько средств ежегодно тратят клубы на штрафы, полагаю, что там пора уже создавать целый департамент по работе с болельщиками. К слову, Профессиональные спортивные лиги, до сих пор не являются субъектами спорта, что, безусловно, сковывает и ограничивает их работу. В штате ФНЛ на текущий момент и вовсе отсутствует сотрудник по работе с болельщиками, координирующий эти вопросы. В итоге при Лигах советы болельщиков не существуют. Практика проведения круглых столов с представителями фанатов, руководством городов, сотрудниками МВД сейчас используется довольно редко и крайне рамочно, а подход по формированию участников данных мероприятий стал настолько формален, что практический результат этих встреч в плане эффективности довольно спорен.

Иными словами, на сегодняшний день в стране нет ни одного эффективного механизма, который бы позволял решать возникающие у зрителей проблемы при посещении матчей. Создается устойчивое впечатление, что футбольные власти проводят подобные мероприятий только для того, чтобы потом отчитаться перед вышестоящими инстанциями, что, дескать, встречи есть, а, значит, работа ведется. Но никаких плодов данной деятельности, позволяющих измерить результат и говорить о каком-либо прорыве в вопросах работы со зрителями, пока не наблюдается.

Специалисты по работе с болельщиками, введенные регламентами в штаты профессиональных клубах и владеющие необходимыми знаниями, на фактическом уровне хоть и пытаются разрешить существующие проблемы, но обладают очень незначительными полномочиями и, являясь сотрудниками клуба, выполняют поручения клубного руководства и нередко не могут максимально откровенно изложить публично факторы, мешающие им в работе. И их возможности, зачастую, находятся в прямой зависимости от степени понимания руководством клуба важности работы со зрительской аудиторией. Клубы болельщиков футбольных команд тоже вроде существуют, но не везде и, зачастую, только формально – без конкретных полномочий и четкой зоны работы, им трудно отвечать за ситуацию на трибунах.

В России футбольные власти активно сотрудничают лишь со «Всероссийским Объединением Болельщиков», в которое давно уже официально не входят ведущие, наиболее массовые и активные организованные фан-движения страны, такие, как Спартак, Зенит, Динамо, ЦСКА и Анжи, а посему степень её реального влияния на болельщицкую среду представляется темой довольно дискуссионной. Иные же организации, которые занимаются защитой законных прав зрителей, футбольные власти стараются просто не замечать.

В то же время мы готовы констатировать, что существуют как немалые проблемы с поведением фанатов на матчах: нецензурные и оскорбительные скандирования, бросание посторонних предметов, выбегания на поле и даже нападения на игроков, так и массовые нарушения законных прав зрителей на стадионах. Только пару лет назад болельщиц-девушек могли заставлять при проходе на стадион раздеваться догола, как это было в Казани и частично в Химках. Или в конце октября поливать трибуну болельщиков из водометов, как это было в Ярославле. В том же Ярославле минувшем летом при проходе на стадион болельщиков заставляли проходить дактилоскопию. Печально, что подобные действия до сих пор могут происходить в наши дни в стране, которой совсем скоро предстоит принимать крупнейшее мировое первенство по футболу.

В результате болельщикам практически некуда обратиться, они бесправны и в большинстве своем утратили веру в то, что их мнение кого-либо интересует. Возможно, поэтому некоторые из них проявляют агрессию на трибунах, обращая свою энергию в деструктивное русло, но привлекая тем самым к себе внимание общественности. Отчаяние и острое ощущение царящей несправедливости нередко толкает молодых людей на непродуманные и неадекватные поступки.

Но критиковать можно бесконечно, гораздо важнее понять, как можно изменить ситуацию к лучшему. Поскольку к чемпионату мира по футболу хочется подойти с результатом, чтобы наши стадионы и болельщики не вызвали страх, а были примером гостеприимства.

Так как же не допустить усугубления того, что происходит? В первую очередь предлагаем попытаться убрать возможные препоны и избыточные процедуры, которые часто искусственно нагнетают обстановку и способствуют возникновению негативных проявлений на футбольных матчах. В первую очередь касательно сложностей с согласованием средств поддержки (транспарантов, баннеров, флагов). Подзаконным актов «Правила поведения зрителей» предусматривается, что согласовывать средства поддержки нужно с организатором матча, а согласно законодательству, полиция теперь лишь оказывает содействие организатору в обеспечении безопасности, но по факту практически везде проверкой и допуском средств поддержки занимаются представители сил правопорядка. Определение корректности полотен (при исключении в них ненормативой лексики или запрещенных символов), равно, как структуру и качество ткани должен проверять профильный сотрудник Организатора матча (клуба или объекта), разбирающийся во всех нюансах данного вопроса. Недопуск баннеров и флагов, основанный на формализованном подходе под часто надуманными предлогами практически всегда провоцирует болельщицкую среду на негодование и порождает ненужную агрессию на трибунах. Каждый должен заниматься своим делом. Полицейский должен перестать быть цензором.

Во-вторых, нужно понимать, что ни одна болельщицкая организация не может и не сможет отвечать за всю среду. Если кто-то будет обещать обратное, то это будет откровенной ложью. Любое более-менее крупное фанатское движение структурировано и многообразно. Даже в самых массовых фан-клубах футбольных команд состоит лишь часть зрительской аудитории и для влияния на эту аудиторию нужны очень мощные рычаги. А именно крайне необходимо создавать эффективный механизм, который будет позволять взаимодействовать с различными слоями зрительской среды и помогать решать весь пласт проблем, возникающих во взаимоотношениях болельщиков и участников спортивного процесса. Поэтому считаем крайне важным реанимацию Совета болельщиков при Министерстве спорта РФ, куда в идеале должны быть включены не только футбольные болельщики, но и поклонники иных видов спорта. Это позволит наладить открытый многосторонний диалог с аудиторией, расширять внутрироссийские болельщицкие связи и обеспечить обмен позитивными наработками внутри среды.

Это позволит наладить открытый и честный диалог с аудиторией. Но без системного подхода даже создание такого важного органа, как совет будет сродни косметического ремонта в аварийном доме. Поэтому ключевой задачей для нормализации обстановки видится разработка и внедрение комплексной программы по работе с болельщиками на несколько лет вперед, с четким определением всех субъектов этой деятельности, их полномочий и зон ответственности. Нужно, наконец, определиться, в чем цели и задачи работы с болельщиками, в чем она должна заключаться, на чем основываться, а также какую роль в ней должны выполнять фан-клубы, футбольные клубы и их профильные службы, лиги и спортивные федерации. И это позволит, наконец, понять, кто и за что отвечает в этом вопросе.

Сейчас в российском футболе правит коллективная безответственность. И в любом считаем недопустимым заигрывание со стороны футбольных властей с одной частью зрительской аудитории, в лице ВОБ или любой иной структурой, и при этом полностью игнорировать другие. Все зрители, как субъект спорта и главный потребитель спортивного продукта, должны иметь равные права и возможности доступа к спортивным услугам. В данной части мы предлагаем рекомендовать Российскому футбольному союзу расширить в Комитете по безопасности и работе с болельщиками число представителей зрительского сообщества, назначить конкретное лицо в РФС, отвечающее за взаимодействие с болельщиками и рассмотреть возможность расширения полномочий сотрудников по работе с болельщиками в профессиональных футбольных клубах. И в данной части мы бы рекомендовали ввести наконец в РФС конкретное лицо, отвечающее за работу с болельщиками, а также рассмотреть возможность расширения полномочий сотрудников по работе с болельщиками в профессиональных футбольных клубах. Также мы убеждены, что следует соблюсти европейскую практику, где работа с болельщиками отделена от работы по обеспечению безопасности. В Европейских клубах и Лигах оба сотрудника, находясь в разных клубных структурах, в то же время плотно взаимодействуют при проведении матча, и подчиняются напрямую руководству клуба. В Европе это норма, ведь при многих пересекающихся моментов у двух этих направлений очень много различий, формирующих подход к вопросу и поэтому работа с болельщиками не должна зависеть от особенности восприятия других заинтересованных сторон. Если ситуация не изменится, то сотрудники по РБ не будут способны выполнять свою работу в той мере, в которой этого от них ждут и клуб и зрители. А их основная задача – поддержание лояльности аудитории.

В третьих многое, касающееся поведения болельщиков, происходит от того, что правовая культура болельщиков в России фактически отсутствует. Её нет, так как никто не занимался её формированием. Есть общая правовая культура граждан, которые являются болельщиками, но она очень разнородна и зависит от индивидуальных качеств, каждого из болельщиков: его образования, воспитания. Специальная правовая культура же только начинает складываться, и от того насколько власть будет разумна в правоприменительной практике, а также будет гибкой в плане разработки и изменения норм работы с болельщиками и различных подзаконных актов, будет зависеть, сформируется ли она на нормальном уровне или маргинализуется.

Но самое главное, на мой взгляд, в борьбе с противоправными действиями это не столько наказать зрителей, которые совершают правонарушения (не жесткость, а неотвратимость наказания – это краеугольный камень обеспечения данного вопроса), а сколько заниматься профилактикой и менять гражданское самосознание болельщиков. Формировать новые ценности для болельщиков, поощряя те позитивные моменты, которые есть в фан-движениях и тем самым постараться нивелировать негатив. В этой части следует создать эффективные площадки для данной работы, позволяющей формировать благоприятный имидж российского болельщика.

В этой части актуально создание в регионах (хотя бы в тех, которые будут принимать непосредственное участие в проведении ЧМ по футболу) молодежных многопрофильных Центров спортивного болельщика, осуществляющих правозащитные, образовательные, воспитательные и культурно-досуговые функции, включающих как правовую и психологическую помощь, так и социализацию, профориентацию, семинаров по правовой, спортивной, социальной и патриотической тематике, серии встреч и мастер-классов с прославленными ветеранами и действующими спортсменами, заканчивая созданием групп волонтеров, благотворительными и культурно-досуговыми мероприятиями, кружками и секциями. Молодежь необходимо занять делом и отвлечь от негативных проявлений. Миссией данных центров должна стать социализация болельщиков, как активной части молодежи, формирование патриотического сознания и развитие чувства любви к своему Отечеству и вовлечение представителей субкультуры в социально-полезную деятельность.

Прохождение специальных курсов в данных центрах могли быть обязательными для болельщиков, совершивших правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания в виде запрета на посещение матчей; рекомендательными для болельщиков, совершивших правонарушения на матчах, находящихся на учете в отделениях полиции и в базе данных ЗИЦ; а также добровольной для членов фан-клубов профессиональных спортивных команд и любого болельщика, пожелавшего обратиться в Центр. Данные меры позволят значительно улучшить практику применения законодательных актов Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, наполнив их исполнение конкретными мерами профилактического характера.

Хорошим подспорьем в вопросах не только лоялизации болельщицкой среды, но и развития внутреннего туризма могло стать появление и внедрение единой карты спортивного болельщика, дающей скидки, преференции, специальные цены и условия на посещение спортивных мероприятий, транспортные и туристические услуги, проживание и питание в разных субъектах РФ. Это стало бы большим плюсом как для болельщиков, которые получали бы дополнительные привилегии для культурного досуга, так и плюсом для города в виде реклама достопримечательностей, гостиниц, отелей, ресторанов. Также указанная карта стала шагом вперед в вопросах обеспечения безопасности и правопорядка, с точки зрения возможности отслеживать и контролировать потоки болельщиков: какими рейсами летят и едут, куда пойдут, где будут жить, где будут питаться. И болельщики стали бы вести себя гораздо адекватнее, чтобы не лишиться карты и вместе с ней дополнительных возможностей. Данную карту, протестировав её внутри страны, можно было трансформировать в международный продукт для зарубежных гостей ЧМ-2018.

«Надо активнее, содержательнее работать с так называемой околофутбольной средой: одними лишь штрафами и запретами цивилизованного болельщика не воспитать. Прошу заинтересованные ведомства не откладывать решение данных вопросов – это важно в связи с предстоящим чемпионатом мира. Чрезвычайно важно, как мы предстанем перед лицом тех, кто любит футбол на планете», - сказал Президент РФ В.В. Путин на совместном заседании Совета по развитию физической культуры и спорта и организационного комитета «Россия 2018» 08.12.2015г. и по его итогам дал ряд поручений руководству Минспорта, касательно мер по профилактике противоправного поведения футбольных болельщиков, а также обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также матчей с участием профессиональных футбольных клубов. Однако организаторы встречи представителей болельщицкого сообщества с Министром спорта В.Л. Мутко в апреле нынешнего года на стадионе «Арена-Открытие» приняли решение отказать «Объединению спортивных болельщиков» в присутствии, поэтому я использую предоставленную возможность высказаться на этом совещании и внести ряд наших предложений.

Много позитивных и эффективных моментов можно было бы перенять и из международного опыта. В частности мы знаем, что в наиболее передовой стране в вопросах комплексного подхода к развитию футбола – Германии уже более 20 лет существует общегосударственная программа развития болельщиков. Треть финансирования этого направления дают клубы, треть – городская администрация и треть – региональный бюджет. Образовательная работа ведется при помощи общественных организаций, например таких, как KOS-Fanprojekte и в стране сейчас функционирует более 60 подобных проектов. Что проводится работа с футбольными клубами, что осуществляется коммуникация и диалог между всеми заинтересованными структурами (Федерации, лиги и полиция) и болельщиками. В России же ничего подобного практически нет. И, к большому сожалению, в последние годы у нас наблюдается такая позиция, что власти стремятся что-либо ужесточать, но не стремятся что-то созидать.

В свою очередь мы всегда готовы к диалогу и у нас есть целый ряд предложений и проектов по нормализации ситуации, а реализация предлагаемых нами мер в свою очередь могла бы послужить целям лоялизации болельщицкой среды, минимизации правонарушений со стороны болельщиков, появлению стандартов работы с болельщиками в рамках единых критериев, возникновению системы работы, включающей взаимные права и обязанности субъектов спорта, формированию социального лифта для неформальной молодежи и превращению болельщика в активного и эффективного партнера».

Данная информация была включена в протокол совещания и по решению Первого замминистра МВД должна быть использована для формирования предложений к Минспорта России. Отдельно текст и предложения были направлении Министру спорта В.Л.Мутко. Только время покажет, будет ли реакция и есть ли реальный интерес у спортивных властей к изменению ситуации. Или же мы до сих пор будем убеждать и себя и других в том, что всё хорошо.




Recent Posts from This Journal